Знак качества. «Кондор», рождённый у подножия Рифея

25 лет назад в Златоусте создали технологии для строительства XXI века.

Говорят, что театр начинается с вешалки, дом - с прихожей. а это машиностроительное предприятие Златоуста - с производственных корпусов.

На них останавливается глаз сразу же при въезде в город. В зданиях мало общего с невзрачными бетонными коробками многих других фабрик и заводов - непременными спутницами пригородного промышленного пейзажа любого города, и не только в России.

О промышленной эстетике в 1992 году, когда на пустыре начиналось строительство производственной базы тогда одного из самых молодых предприятий Златоуста, ещё никто не задумывался. У производственников страны, переживавших шок от смены экономической формации, от разрыва многолетних хозяй-ственных связей, были заботы и поважнее. Но небольшой в ту пору коллектив завода «Стройтехника» одним из первых, ещё на закате СССР, нашёл свою нишу в зарождавшейся рыночной экономике и уже мог заглядывать в будущее, думать не только о развитии производства, но и формировать социальные и эстетические принципы, которые неизменны и сегодня. Впрочем, обо всём по порядку.

Нужна была идея

В конце 80-х годов прошлого столетия, в пору зарождения кооперации по-горбачёвски, при одном из крупных оборонных заводов Златоуста был создан небольшой кооператив. Он благоустраивал территорию предприятия, а потом и соседнего жилого посёлка. Старожилы Нового Златоуста по сей день вспоминают, как однотипные, сероватые дворы стараниями кооператоров становились ухоженными и яркими.


Председатель совета директоров компании Валерий Ростов в ноябре 2010 года установил флаг родного города в Антарктиде.

За давностью времён ныне никто в подробностях не вспомнит, почему вдруг «оазис капитализма» стал ненужным заводу. Но, хлебнув маленький глоток воздуха экономической свободы, почувствовав вкус настоящего технического творчества, маленькому творческому коллективу, который возглавлял Валерий РОСТОВ, к рутине в качестве «винтиков» огромного механизма оборонпрома возвращаться не хотелось. Нужна была лишь хорошая идея для дальнейшей работы, и она себя долго ждать не заставила.

Энтузиасты решили выпускать оборудование для производства стеновых строительных блоков методом полусухого вибропрессования. Сам принцип был не нов. В Голландии, Италии, Германии и других странах Западной Европы при изготовлении мелкоштучных изделий для строительства уже много десятилетий используют уникальное свойство песчано-бетонной смеси с различными наполнителями уплотняться и структурироваться под воздействием вибрации. И материалы, создаваемые из такой массы, приобретают доселе неведомые им эксплуатационные свойства. Значительная часть игрушечно-красивых домов и других зарубежных построек, а также благоустроенные приусадебные участки, вызывающие завистливые вздохи наших туристов, построены благодаря нехитрой по принципу, но от этого не ставшей менее гениальной технологии.

И время их пришло

В уходящий Советский Союз и нарождающуюся новую Россию эта идея не могла прийти раньше исторически отведённого ей срока. Десятилетиями в строительном комплексе нашей страны во главу угла ставились массовое производство, постоянное наращивание объёмов. С середины 50-х до конца 80-х годов синонимом жилищного строительства было так называемое крупнопанельное домостроение. И армированные железобетонные плиты в немногочисленных вариациях долго определяли облик наших городов и сёл. Для своего времени, быть может, это и было оправданно. Не о том сейчас речь.

Но даже эта унификация не смогла изжить природного стремления человека к индивидуальности своего жилища, к его архитектурной выразительности, не говоря уже об отделке и благоустройстве. Думается, главная заслуга энтузиастов-инженеров из Златоуста и состояла в том, что кооператоры, оставшись не у дел, не погрязли в перепродаже импортных джинсов и курток, на которой многие в ту пору делали состояния. Эти люди умели видеть дальше сиюминутных экономических конъюнктур и поэтому нашли востребованное решение. Без значительных первоначальных вложений, без разорительных кредитов и прочих вариантов финансовой кабалы свежая идея помогла создать производство машин для строительной индустрии новой формации, рассчитанной не на вал, а на интересы конкретного человека. Эта идея выдержала испытание временем и несколькими экономическими кризисами. Она по сей день неплохо кормит коллектив завода «Стройтехника», ежегодно пополняет бюджеты всех уровней десятками миллионов рублей.

Они стали первыми

«Примеров такого производства в России, пожалуй, прежде не было, - вспоминает первый заместитель генерального директора Александр ТРУБЧЕНИНОВ. - По приглашению знакомых съездили в Прибалтику, там стеновые блоки кое-где делали, так что на работу посмотрели вживую. Но понятен был лишь общий принцип. Технологию пришлось создавать с чистого листа. В декабре 1989 года наши конструкторы сели за кульманы и расчёты, а уже в январе документация была готова. К тому времени подобралась и группа высококвалифицированных сварщиков, станочников, которые могли в лучшем виде воплотить инженерные задумки в металле. В арендованном цехе по чертежам сделали нужные детали и собрали первую линию «Рифей-04». Она первоначально умела делать лишь стеновые блоки. Первая публичная демонстрация новинки прошла 26 апреля 1990 года. Именно этот день считается официальной датой рождения нашего предприятия».

Конструкция «четвёрки» оказалась настолько удачной, что эту линию в различных модификациях завод выпускал все следующие годы, почти до своего четвертьвекового юбилея. Небольшая справка. Рифеем древнегреческие географы называли Уральские горы. Отсюда и название линейки продукции предприятия.

А потом были и другие «Рифеи» - «Универсал», «Удар», «Полюс», «Буран» в различной модификации и комплектации. Эти вибропрессы средних размерных групп «научились» делать не только стеновые блоки, но и облицовочные камни, карнизы, парапеты, столбы ограждений, тротуарную плитку, лотки водостоков, вазоны, конструкции для установки заборов и даже, казалось бы, не имеющие прямого отношения к строительству топливные брикеты из опилок.

Считается, что вибропресс может делать около 200 видов строительных изделий высокого качества. Но на самом деле кто считал? Теоретически их число бесконечно. Оборудование позволяет создать монолитную конструкцию любой, даже самой причудливой формы, которая впишется в габариты пресса. Простор для фантазии архитекторов и строителей открывается поистине безграничный.

Уже несколько лет златоустовские машиностроители выпускают малогабаритные бетонные заводы. И это логично, потому что основное сырьё для вибропрессов - именно бетон. Линии «Рифей-Бетон» строители используют не только для начального технологического этапа изготовления мелкоштучных материалов. Сейчас строят много монолитных зданий, и потому удобство и эффективность компактных мобильных заводов, к тому же несложных в обслуживании и эксплуатации, трудно переоценить.


На фото рабочие предприятия. 

Ещё одна линейка продукции завода «Стройтехника» - малогабаритные вибропрессующие установки «Кондор». Это технический ответ машиностроителей на кризис 2008 года. Тот расчёт оказался верным. Мини-вибропрессы, получившие название по имени сильной и красивой южноамериканской птицы, помогли достойно пережить тогдашние нелёгкие времена не только самому предприятию, но и тысячам представителей малого и среднего бизнеса, которые сделали ставку на «Кондор» и не прогадали.

Это - чудо-строймашина

Между прочим, у новинки почти сразу же появился свой гимн. Он так и называется: «Песнь о «Кондоре».

Этот «Кондор» вам не птица,

Что пикирует с небес,

Это - чудо-строймашина,

Это - малый суперпресс.

Вибропрессы были разны:

Тот на дом большой похож,

Но, как правило, трёхфазны.

Этот же в розетку вхож…

Понятие поэзии производства давно стало газетным штампом. На самом деле трудно, почти невозможно совместить прозаические заводские реалии с изящной словесностью. Но, поближе познакомившись с этим заводом и его людьми, начинаешь понимать, что стихи о прозаической технике, написанные с такой любовью, - не просто удачный PR-ход, а нечто большее. Это, если хотите, часть философии здешних производственных отношений. Философия эта многогранна, и она, пожалуй, стала связующей субстанцией производства, коллектива, бизнеса, подобно тому, как хороший цемент соединяет в монолит любую, самую сложную и разнородную конструкцию.

«Философия наша абсолютно прагматичная, - продолжает Александр Трубченинов. - И самое главное - это преем-ственность, связь поколений. Жизненный, естественный процесс, и происходит он не за один день и даже не за год. Например, с декабря 2014 года у нас новый генеральный директор Алексей БЕЛОВ. Основатель и бессменный руководитель «Стройтехники» Валерий Алексеевич Ростов по-прежнему с нами, сегодня он возглавил совет директоров предприятия, несколько отошёл от текучки и сосредоточился на глобальных, стратегических вопросах. А Алексей Николаевич, он как специалист и руководитель рос у нас на глазах, да и сегодня мы всегда готовы помочь ему словом и делом.

Я вот руковожу финансовым блоком предприятия и тоже исподволь, неспешно готовлю себе преемника. И так практически на любом участке предприятия, вплоть до рабочих специальностей».

Считать здесь умеют

Прагматичность «Стройтехники» видна не только в отношении к кадрам, но и в отчасти консервативной, но оказавшейся такой надёжной экономической политике. За все годы работы завод никогда не обращался в банки за кредитами. Развивались исключительно на собственные средства. По большому счёту, тормозом такая финансовая политика никогда не была. Завод постоянно строился, расширялся. Каждые 2-3 года начиная с 90-х годов прошлого века здесь появляется новый производственный корпус, постоянно обновляется технологическое оборудование.

Умение жить по средствам, этакая мужицкая расчётливость помогает предприятию уверенно чувствовать себя и сегодня, когда лихорадит гигантские производства, а кредиты доступны лишь по заоблачным ставкам.


Башня - колокольня с часовней во имя святого Иоанна Златоуста стала одной из достопримечательностей города. 

Выручает и не самый популярный у контрагентов, но однажды и навсегда заведённый порядок - работать только по предварительной оплате. Отсрочка платежа и прочие виды прямого и косвенного кредитования - дело не производителя, а совсем других, финансовых структур.

Но, оставляя в сохранности собственные оборотные средства, златоустовские машиностроители охотно помогают будущим клиентам найти приемлемые возможности для расчётов. Финансовая служба завода в постоянном контакте с банками и лизинговыми компаниями, всегда в курсе оптимальных вариантов кредитования. Впрочем, непосредственные финансовые взаимоотношения - двустороннее дело покупателя продукции и банков.

И сами можем

«Сегодня мы активно занимаемся импортозамещением комплектующих и узлов наших изделий, - подключился к разговору теперешний генеральный директор завода «Стройтехника» Алексей Белов. - Признаюсь, до недавнего времени в комплектации выпускаемого заводом оборудования была значительная доля покупных импортных изделий. Откровенно говоря, расслабились в один момент. Ведь так жить было проще, да и с прежним курсом валюты это было даже выгодно. Но так бесконечно быть не могло, это неправильно. О проблеме максимального отказа от импорта задумались ещё до известных экономических событий. В конце концов, мы машиностроительное предприятие, а не производство отвёрточной сборки зарубежных комплектующих.

Посидели, поразмыслили и наметили перечень изделий, которые должны выпускать собственными силами.

От многих поставщиков комплектующих мы ушли в 2014 году, а с начала нынешнего года, например, уже перестали покупать итальян-ские шнековые транспортёры. Заводские конструкторы разработали такой транспортёр собственной конструкции. Он уже в производстве. В скором времени рассчитываем отказаться и от импортных цилиндрических и червячных редукторов, опять же итальянских. Сейчас покупаем оборудование, нужное для нового производства, оттачиваем технологии.

И речь не только об импортозамещении. Когда-то, несколько лет назад, мы отказались покупать на других предприятиях гидроцилиндры. Стали их делать сами. То же самое получилось и со шнековыми транспортёрами. Развитие собственного производства комплектующих - это один из резервов роста. Когда передо мной как руководителем встаёт дилемма: без хлопот купить такой-то узел за 50 тыс. рублей на другом машиностроительном предприятии или сделать его у себя, пусть он обойдётся в те же самые деньги или даже чуть дороже, я без колебаний сделаю выбор в нашу пользу. Ведь эти деньги в значительной части пойдут на зарплату нашему коллективу, на налоги. Они останутся в родном Златоусте, а не уедут за тридевять земель.

Впрочем, ко всему надо подходить взвешенно, без фанатизма. Что возможно - надо делать самим, но ведь существует и специализация, разделение труда, внутреннее и международное. Здесь уже надо всё оценивать и смотреть, чтобы конечное качество готовой продукции, наших вибропрессов, бетонных заводов неизменно оставалось на высоком уровне».

«Свои» - это весь Златоуст

Всем в Златоусте хорошо известно, что «Стройтехника» - одно из самых социально ориентированных предприятий, один из знаковых брендов города. В местных и областных газетах много писали про то, что на заводе достойная и стабильная заработная плата, солидный пакет как положенных по закону, так и дополнительных, корпоративных преференций, включая дотации на обеды в цехах, оплаченные предприятием походы в плавательный бассейн «Уралочка», возможность поехать в собственный дом отдыха в Сочи за символическую плату и многое другое.

Но самый показательный пример - история одного из красивейших районов Златоуста, посёлка Красная Горка. Это название жилого массива, построенного за три года заводом для своих работников. В здешних 42 домах, возведённых, кстати, исключительно из материалов, сделанных на вибропрессах «Рифей», живут не только командиры производства, но и обычные рабочие. Это жильё досталось людям за символические деньги. Основные расходы на строительство взял на себя завод.

Красная Горка - это не только жильё и один из офисов предприятия. Это ещё уникальный для Южного Урала культурно-спортивный комплекс, который построен, содержится и эксплуатируется предприятием. Здешняя спортивная площадка с трибунами, освещением, тартановым покрытием дорожек оборудована по европейским стандартам. Она появилась в 2014 году. Всё здесь доступно не только заводчанам, но и любому желающему, всем жителям Златоуста. Буквально через пару месяцев эксплуатации спортивный объект стал настолько популярным в городе, что попасть сюда стало практически невозможно ни днём, ни вечером. Пришлось заводчанам организовывать предварительную запись и устанавливать очерёдность.

Но самое заметное, видное далеко окрест здешнее сооружение - башня-колокольня с часовней во имя местного покровителя, святого Иоанна Златоуста. Все строительные и отделочные материалы полностью сделаны на заводском вибропрессующем оборудовании. Камни для строительства с такими характеристиками изготовлены впервые в мировой практике. Они идеальны по форме, качеству, цвету, фактуре, степени уплотнения.

А неподалёку от башни-колокольни раскинулся горный парк имени П. П. Бажова. В ландшафте этого парка и здешних скульптурных монументах после открытия отразятся все произведения литератора о Златоусте. Немногие знают, что городу Бажов посвятил шесть своих сказов, и все они найдут отражение в ландшафте парка.

Торжественное открытие горного парка, тоже созданного по инициативе, из материалов и на средства завода, состоится в день 25-летнего юбилея «Стройтехники», 26 апреля 2015 года. И это станет заметным событием не только для Златоуста, но и для всей Челябинской области.

Источник